Страничка психолога
Текст
8.10.2024 Консультационный материал: «Активный ребенок или гиперактивный»
Подготовил:
педагог-психолог
Благих А.В.
За последние годы стало распространенным понятие «гиперактивный ребенок», его используют педагоги, испытывающие сложности в обучении детей с повышенной активностью, родители, которые «не могут дать ладу» ребенку, мы видим это словосочетание и в интернет-статьях о воспитании детей. Начнем с того, что неврологический диагноз «гиперактивность» действительно стал чаще ставиться невропатологами детям, посещающим прием. Можно долго рассуждать на тему, почему дети стали «атомными», как говорят в народе. Это и экология, и питание матери в период беременности и трудности в родах, и патологии, возникающие в последствии. Но, не забываем, что синдром «гиперактивность», часто сочетающийся синдромом «дефицита внимания», получается СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), ставит только невролог либо невропатолог, но не мы сами. Посетив одного-двух специалистов (что рекомендовано всем детям раннего и дошкольного возраста и в случаях, когда родителю показалось, что что-то «не так») можно убедиться в наличии или отсутствии проблемы и получить рекомендации по ее преодолению, если все-таки да.
Все-таки, из практики, могу сказать, что активный и подвижный ребенок – не порок, это дети, познающие этот мир.
На шестом году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным. В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.
Как развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми. Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности, взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные обстоятельства.
Доказано, что в среднем взрослый человек сосредоточивает свое внимание не более чем на семи объектах. К шести годам ребенок способен одновременно воспринять не один предмет (как это было в четыре-пять лет), а даже три, причем с достаточной полнотой и детализацией. Но объем внимания сужается, если ребенок воспринимает одновременно несколько незнакомых ему предметов или же предметов, которые близко расположены друг к другу или, наоборот, рассредоточены на большой площади. Например, если ребенку предъявляется две сходные картинки, то происходит "спутывание" воспринимаемых объектов.
К шести годам не только увеличивается количество объектов, которые ребенок способен одновременно воспринять, изменяется и круг предметов, которые привлекают внимание детей. Если в три-четыре года внимание ребенка привлекали яркие, необычные предметы, то в шестилетнем возрасте - внешне ничем не примечательные объекты. Интерес ребенка все чаще может вызвать загадка, вопрос. Да и в тех объектах, которые нравились ребенку раньше, он начинает замечать иное. Его все больше интересует сам человек, его деятельность, а не столько внешне яркие, необычные предметы. В облике человека, его поведении, одежде ребенок замечает детали.
Устойчивость внимания показывает, как долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности психики на объекте или выполняемой деятельности.
Если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30 - 50 минут, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Это объясняется тем, что в игре шестилеток отражаются более сложные действия и взаимоотношения людей и интерес к ней поддерживается постоянным введением новых ситуаций. Возрастает устойчивость внимания при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Как указывает известный детский психолог В. С. Мухина, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей.
Плохая переключаемость внимания иногда может проявляться в таком широко распространенном явлении, как рассеянность. Чаще всего это бывает у очень впечатлительных, глубоко увлеченных, а иногда и творческих детей. Находясь под впечатлением от интересного занятия, сказки, фильма, ребенок может надолго оказаться "в плену" у этих воспоминаний. Возникшие в сознании яркие образы, пережитые им сильные эмоции, чувства властно захватывают доминантное положение и не могут сразу исчезнуть и уступить место другим. Дошкольник не может переключить свое внимание на другие занятия, становится невнимательным ко всему, кроме этих доминантных впечатлений. Рассеянность такого рода часто встречается у крупных ученых, которые постоянно забывают о малозначащих для них мелочах жизни, потому что поглощены своими мыслями.
Рассеянность в детском возрасте проявляется в неумении ребенка надолго сосредоточиться на чем-то одном, в частом отвлечении. Взрослым необходимо помнить, что отсутствие способности к длительной и стойкой сосредоточенности у детей - явление естественное, обусловленное особенностями их нервной деятельности. Но существует ряд причин, которые усиливают возможность ребенка быть рассеянным.
Во-первых, появление в носоглотке ребенка аденоидов. Эти образования мешают носовому дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и к нарушению его нормальной работы. Такие дети дышат ртом, их глаза теряют свой живой блеск и выразительность, становятся тусклыми и какими-то стеклянными - весь облик ребенка меняется. В этом случае родителям следует обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.
Во-вторых, причиной рассеянности может стать легкое и быстро проявляющееся утомление детей. Оно наступает особенно быстро при выполнении трудной, неинтересной и однообразной работы, требующей длительного напряжения нервно-мышечной системы и особенно зрительного и слухового аппаратов. Перегрузка впечатлениями, сильными эмоциональными переживаниями, недостаточный отдых вызывают возникновение сильного и разлитого торможения деятельности мозга. Наступает сонливость, нервные клетки теряют восприимчивость и перестают отвечать на падающие на них раздражители. Чтобы избежать этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня, особенно в выходные дни. Не стоит перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни.
В-третьих, причиной рассеянности может быть неправильное воспитание ребенка в семье. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и отключение внимания у ребенка.
Свойства внимания можно и нужно развивать. Растущему ребенку важно понимать, почему он должен быть внимательным, а для этого его необходимо научить быть внимательным.
Для развития аттенционных (связанных с вниманием) способностей дошкольникам можно давать такие задания.
- Закрой глаза и опиши, во что одеты ребята, с которыми ты играешь.
- Закрой глаза и скажи, какого цвета глаза и волосы у остальных ребят.
- Закрой глаза и назови остальных ребят, распределив их по росту - от самого маленького до самого высокого, и т.д.
Внимание - одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможна работа памяти, мышления. Внимание требуется, чтобы добиться успеха в игре, спорте, любом деле. Особенно важно внимательное отношение к людям.
Текст
15.10.2024 Консультация: «Как мы пугаем своих детей и во что это потом выливается»
Подготовил:
педагог-психолог Благих А.В.
Очень часто дети слышат от своих родителей, бабушек и дедушек страшилки, которые призваны утихомирить их и призвать к хорошему поведению. Но зачастую мы добиваемся того, чего совсем не желали - дети становятся плаксивыми, раздражительными и долгие годы потом избавляются от своих страхов и комплексов. Вот список вещей, которыми детей лучше не пугать.
Проще всего сказать ребенку: -Не будешь спать - придет злой волк и укусит тебя!» или говорить, что к детям, которые балуются, прилетят привидения, и прочее. В итоге ребенок начинает это все представлять и плохо спит уже не оттого, что ему хочется побаловаться, а потому что он боится. Ему кажется, что изо всех углов лезут черти и другие странные существа. Он боится, зовет маму. Встречались ли вам взрослые люди, которые панически боятся темноты? Боятся ночевать одни в квартире? Скорее всего, эти. казалось бы, иррациональные страхи пришли из детства. Если уж хотите приструнить расшалившегося на ночь ребенка, лучше скажите ему: «Не будешь спать не пойдешь завтра в зоопарк». Это и сработает лучше, и не вызовет таких тяжелых последствий, как мистические истории.
Полицейские и т.д.
Это тоже довольно распространенный метод. "Будешь плакать - придет дядя милиционер и заберет тебя», «Злая тетя оставит тебя у себя».
Конечно, он начинает понимать, что внимание стражей порядка может привлечь, только если будет специально это делать. Но каждый раз, когда такой человек проходит мимо каких-либо людей в форме, у него в душе возникает безотчетный страх. Именно поэтому он привлекает к себе внимание и у него чаще проверяют документы. И еще такой человек в принципе испытывает стеснение перед любыми служащими, будь то бухгалтер его собственной конторы, кассир в железнодорожной кассе или телефонный оператор. Он стесняется спрашивать что-то у незнакомых людей даже при поиске нужной улицы. А все это результат установки, данной родителями в детстве: чужие люди страшные, злые, не подходи к ним!
Неудачи
Часто, досадуя на ребенка за то, что у него что-то не получается, мы говорим ему: «Ты никогда не найдешь хорошую работу, если будешь так плохо учиться!», «Вечно у тебя не хватает терпения!». «Ты бездарь» и так далее. Когда ребенок это слышит изо дня в день, из года в год, он записывает эту информацию «на подкорку». И когда становится взрослым, в голове в решающие моменты звучит голос матери или отца: «Ты не сможешь!», «У тебя не получится!» Именно поэтому и не можется, и не получается.
Не пугайте ребенка трудностями, которые будут впереди, например учеба в институте, в надежде добавить рвения. Это принесет больше вреда, чем пользы.
Наоборот, внушайте ребенку, что все будет хорошо. А если что-то не получится в этот раз - удастся в следующий. Ведь именно это и придает силы, и мотивирует - когда близкие в нас верят.
Текст
30.10.2024 Консультация на тему: «Капризы, упрямство и способы их преодоления»
Подготовил:
педагог-психолог
Благих А.В.
Понятия "капризы и упрямство" очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО – это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому " стоит на своём".
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
КАПРИЗЫ - это действия, которые лишены разумного основания, т.е. " Я так хочу и всё!!!". Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- в желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей – до 19 раз!
- Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о " фиксированном упрямстве", истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
- Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!". Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!". Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
- Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление " сломить силой авторитета".
- Спокойный тон общения, без раздражительности.
- Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
- достигнуто не своим трудом.
- не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
- из жалости или желания понравиться.
2. НАДО ХВАЛИТЬ:
- за поступок, за свершившееся действие.
- начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
- очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
- уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ КОГДА:
- ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
- когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
- во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки).
- после физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват).
- когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
- когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
- когда вы сами не в себе.
7 ПРАВИЛ НАКАЗАНИЯ:
- наказание не должно вредить здоровью.
- если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать "на всякий случай" нельзя.
- за 1 проступок – одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
- лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
- надо наказывать и вскоре прощать.
- если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
- ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Текст
1.11.2024 Консультация «Информационная безопасность ребенка»
Подготовил:
педагог-психолог
Благих А.В.
С 1 сентября 2012 года вся информация стала маркироваться соответствующими отметками возрастной категории (0+, 6+, 12+, 16+, 18+). Но, конечно, маркировка контента не гарантирует полной информационной безопасности детей в интернете.
Угрозы интернета для детей
Нежелательный контент
Это могут быть жестокие сцены насилия, причинение вреда живым существам, порнографические материалы и другое. Нужно понимать, что рано или поздно ребёнок столкнётся с подобным контентом, как бы вы ни старались это предотвратить. Важно сделать то, что в ваших силах, чтобы это не оставило сильного травмирующего отпечатка на психике сына или дочери.
Что делать для обеспечения безопасности ребёнка в Сети:
Если ребёнок маленький, рекомендуем установить родительский контроль. Существуют различные программы, которые ограничивают доступ к подозрительным сайтам, помогают контролировать действия и безопасность детей в Сети и лимитируют время пребывания в интернете. Родительский контроль также будет плюсом, если малыш учится в онлайн-школе. Можно ограничить доступ к социальным сетям, Youtube и другим платформам в часы занятий. Так ребёнок точно не станет отлынивать от просмотра уроков.
С этой задачей справляется мобильное приложение «Где мои дети». Программа позволяет контролировать использование смартфона ребёнком.
Вы узнаете:
- не сидит ли ребёнок в YouTube во время отдыха;
- не играет ли на телефоне вместо занятий и
- какой возрастной рейтинг у игр, в которые он играет.
Уделяйте время половому воспитанию детей.
Поскольку эта тема табуирована в обществе, возможно, вам будет стыдно и неловко, но гораздо лучше, если ребёнок узнает достоверную информацию от вас, чем сомнительные вещи от кого-то во дворе, в школе или социальных сетях. Если идея поговорить о половых вопросах чересчур смущает, купите ребёнку хорошую книгу по теме.
Киберпреступность
Под этим термином понимают широкий спектр нарушений закона — от вымогательства личных данных до вовлечения несовершеннолетних в торговлю наркотиками. Недавно на фейсбуке набрал популярность пост матери, рассказавшей о том, что её дочь-подросток чуть не устроилась на подработку курьером за 80 тысяч рублей в месяц. Скорее всего, девочка даже не понимала, что доставлять нужно будет запрещённые вещества, а не посылки.
Установите антивирус. Он будет блокировать подозрительные программы, которые ребёнок может нечаянно скачать на компьютер. Ими нередко пользуются хакеры, чтобы получить доступ к персональным данным. Кроме того, антивирус предупредит ребёнка о переходе по подозрительной ссылке, которая может позволить мошеннику дистанционно управлять устройством пользователя.
Учите ребёнка здравому смыслу. Он должен понимать, что некоторые вещи — например, имена и должности родителей, адрес, пароль от социальной сети и так далее — нельзя никому раскрывать. Объясните, что интернет позволяет любому человеку выдавать себя за кого угодно. Перед тем как встретиться с другом, которого нашёл в Сети, лучше поговорить со взрослыми. Здравый смысл — одно из главных правил безопасности детей в интернете.
Кибербуллинг
Если ребёнок становится агрессивным, злым, раздражённым или дёрганным после общения в Сети, это может быть признаком травли или конфликтов. Возможно, малыш подвергается психологическому давлению, издевательствам или угрозам в интернете.
Обсудите с ребёнком ситуацию и дайте понять, что вы всегда его поддержите. Выясните, что могло послужить причиной происходящего, кто именно участвует в неприятном общении и как эти люди ведут себя в реальной жизни.
Лучший способ борьбы с агрессорами в Сети — игнорирование. Помогите ребёнку внести их в «чёрный список». Если в травле участвуют ученики школы, необходимо сообщить об этом учителю и школьному психологу. Если ситуация становится пугающей, соберите все доказательства (скриншоты, фото) и обратитесь в правоохранительные органы.
Если справиться самостоятельно у вас не получается, а учителя и администрация школы не хочет вмешиваться и остаётся в стороне, изучите портал Травли.NET, там вы сможете получить квалифицированную помощь о безопасности подростков в интернете и защите от кибербуллинга.
Чего делать не нужно
Не рекомендуется наказывать за увиденный нежелательный контент. Например, если вы обнаружили в истории браузера порнографию, не ругайте сына или дочь, спокойно поговорите об этом. Если вы ещё не поднимали тему полового воспитания — самое время это сделать.
Не стоит маниакально контролировать все социальные сети ребёнка, особенно читать переписки. Чем старше сын или дочь, тем острее воспринимается ваше вторжение в личное пространство. Чрезмерный контроль за безопасностью ребёнка в Сети может оттолкнуть детей от вас. Стройте отношения на доверии. Обучайте ребёнка правилам безопасного поведения в интернете и соблюдайте их сами.
Обеспечение безопасности детей в интернете — это важно, но стоит быть реалистами: никогда не получится создать волшебный мыльный пузырь и оградить ребёнка от всего плохого, что существует в мире. Рано или поздно дети в интернете сталкиваются и с нежелательным контентом, и со страшными фильмами, и с травмами. Ваше дело — помочь, поддержать, всегда быть рядом. Всегда оставайтесь на стороне ребёнка.
Текст
10.11.2024 КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ЖДАТЬ?»
Подготовил:
педагог-психолог
Благих А.В.
Каждая мама знает, что маленький ребенок – это отличный тренажер терпения. Но вот как самого ребенка научить ждать? Как научить его контролировать свое поведение и эмоции? В этой статье мы рассмотрим некоторые принципы, которые помогут вам в деле обучения ребенка терпению. Итак, начнем…
Будьте спокойны и терпеливы в отношениях с ребенком
Только личный пример родителей или других близких является для ребенка образцом подражания. Поэтому если Вы сами не можете сохранять спокойствие, не стоит этого требовать от малыша. Единственный выход – заниматься собственным самовоспитанием. Для начала раз и навсегда скажите твердое «НЕТ» крикам, нетерпению и волнению.
Ребенок плохо умеет регулировать свое поведение
Особенности эмоционально-волевой сферы ребенка таковы, что он сам еще неспособен регулировать свое поведение и прилагать волевые усилия, чтобы его контролировать. Не стоит забывать, что только к школьному возрасту, ребенок научится самостоятельно без наставлений взрослых прилагать волевые усилия, чтобы чего-то ждать или наоборот достигать немедленно.
Не забывайте про мотивацию
Любой психически здоровый человек не может совершать свою деятельность без мотива (внутреннего или внешнего). Приведу наглядный пример. Для того чтобы проверить развитие мотивационной сферы у детей (что является эквивалентом их психического развития), известный психолог Б.В. Зейгарник предложила им рисовать на бумаге черточки. Через непродолжительное время маленькие испытуемые начинали интересоваться, когда можно закончить, сколько еще рисовать и т.п. Это говорило о зрелости их мотивационной сферы. То есть дети, не получившие побуждений извне, сами пытались сориентироваться в ситуации, направить свои действия. И лишь один мальчик сидел и спокойно, около 30 минут, рисовал черточки. Что это? Психические отклонения? Когда ребенка спросили, почему он так долго рисует и не стремиться закончить полученное задание, то получили неожиданный ответ, который уверил психологов в том, что малыш психически развит. Малыш ответил: «А я хотел посмотреть, насколько у Вас терпения хватит…». Такова была его внутренняя мотивация.
Помните о времени
Помните, что если для взрослого человека, десять минут – это сущий пустяк, то для ребенка – это целая жизнь. Интересно, а Вы сами смогли бы делать что-то одно всю жизнь? Не думаю! Если для Вас так важно, чтобы ребенок был занят делом какое-то время, организуйте для него смену впечатлений. Подкладывайте новые игрушки, давайте новые задания. Главное – пробудить в малыше интерес. Малыш не способен играть несколько часов в ожидании, когда мама почитает ему книжку. Но не заставляйте его ждать слишком долго.
Разбирайте все по пунктам
Перед тем, как что-то сделать вместе с ребенком, не поленитесь ему объяснить все по пунктам. К примеру, перед тем, как идти на улицу, расскажите, чем интересным предполагаете заняться. Помните, что ребенок еще не способен оперировать абстрактными понятиями, поэтому слово «СКОРО» для него ничего не значит. А неизвестность вызывает тревогу: «Вдруг мама меня вообще на улицу не поведет». Очень трудно жить, когда план действий не определен. Если ребенок будет знать о необходимых этапах (сначала умыться, покушать, одеться, а потом гулять), то Вы сможете достичь сразу двух целей: во-первых, ребенок не будет беспрерывно спрашивать «Когда?», а во-вторых, Вы вселите в малыша уверенность, что все идет по плану, а значит и жизнь в целом стабильна.
Удачи!