Кружок «Азы финансовой культуры»
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, экспериментирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления.
В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Программа занятий
№ |
Занятие |
Содержание занятия |
Формы и методы проведения |
1. Без труда нет жизни на земле |
|||
1 |
Труд - основа жизни |
Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда |
Беседа, игра-соревнование «Мои домашние обязанности», папка-передвижка «Наша семья трудится», тематический стенд о труде |
2 |
Работать и зарабатывать |
Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу (также можно заработать наказание за провинность, проступок и т. п.) |
Беседа, ситуационные задачи, игра «Вот так заработали!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно» |
3 |
Все работы хороши, выбирай на вкус |
Профессии. Продукты труда: товары и услуги. Продукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар) |
Игры: «Что создаётся трудом», «Как продукт труда в товар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны», угадай профессию по продукту труда |
4 |
Творческое занятие |
Разбираемся, что будет, если люди перестанут работать и трудиться |
Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, представляем - рисуем |
5 |
Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
Закрепляем понятия: трудиться, работать и зарабатывать |
Интерактивный мини-спектакль |
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны |
|||
6 |
Как придумали деньги |
Деньги - мера оценки труда (вознаграждение за проделанную работу), универсальное средство обмена (инструмент обмена товаров и услуг) |
Беседа, чтение, рассказ |
7 |
Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся |
Виды денег (монета, банкнота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: печать, чеканка |
Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», придумываем деньги для группы, тематический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)» |
8 |
Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка |
Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кармане, а не в чужом |
Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын» |
9 |
Где живут деньги |
Денежку бережём. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. |
Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Папка-передвижка «Мы идём в банк» |
10 |
Мини-спектакль «Зайкина находка» |
Закрепляем понятие деньги |
Интерактивный мини-спектакль |
3. Покупаем, продаём и обмениваем |
|||
11 |
Потребности и желания |
Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности |
Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артёма», обсуждение |
12 |
Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика» |
Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: действительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли возможность у родителей это купить? |
Интерактивный мини-спектакль |
13 |
Где покупают и продают разные товары |
Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки |
Игра «Где что купить?», обсуждение, тематический стенд, папка-передвижка «Мы идём за покупками» |
14 |
Наша мастерская |
Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр. |
Творческо-трудовая деятельность |
15 |
Стоимость и цена товара |
Разбираем цепочку товар- стоимостъ-цена. Определяем стоимость товара (сделанных поделок: затраченные материалы, наше время и наш труд) и формируем цену |
Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение |
16 |
Выгодно- невыгодно |
Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама |
Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дёшево, выгодно-невыгодно», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение |
17 |
Русская ярмарка |
Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазывалы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы, придуманные ранее |
Обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупаем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс проектов «Этой ярмарки краски» Организация мини-спектакля на тему «Лесная ярмарка» |
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим |
|||
18 |
Тратим разумно, экономим |
Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам |
Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев», загадки: «Угадай, кто это?», игра «Открываем бутербродную, закупаем товар» |
19 |
Мини-спектакль «Хочу и могу» |
Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возможности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявляется в тесной взаимосвязи желаний и реальных возможностей по их осуществлению |
Интерактивный мини-спектакль |
20 |
Копим и сберегаем |
Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно |
Ситуационные задачи, папка-передвижка «Мы копим», обсуждение, игра «Копим и сберегаем» |
21 |
Мини-спектакль «Мишкина копилка» |
Закрепляем понятия: откладывать, копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами |
Интерактивный мини-спектакль |
22 |
Творческое занятие «Наша мастерская» |
Развивать у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи |
Дети занимаются посильным ремонтом игрушек и пр., в том числе принесённых из дома. Делают поделки и экономят материал: бумагу, краски, пластилин и пр. |
23 |
Мини-спектакль «День рождения» |
Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), результатам труда; забота, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, поделиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно |
Интерактивный мини-спектакль |
5. Учимся занимать и отдавать долги |
|||
24 |
Занимаем и одалживаем |
Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить - дать что-то взаймы на время |
Беседа, ситуационные задачи, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем» |
25 |
Долги |
Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придавили». Выясняем, что долг может быть не только денежным, невыполненные обещания - это тоже долг |
Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку |
26 |
Заплатить долг скорее, так будет веселее |
Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство |
Обсуждаем русские пословицы:
|
27 |
Мини-спектакль «Долг платежом красен» |
Закрепляем понятия: занимать, одалживать, долг, должник |
Интерактивный мини-спектакль |
6. Учимся планировать |
|||
28 |
Всё по плану! |
Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время |
Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа |
29 |
Ставим цели |
Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели |
Ситуационные задачи, игра «Наши цели», тематический стенд |
30 |
Сделал дело - гуляй смело |
Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща |
Игра «Сделал дело - гуляй смело», исследование, ситуационные задачи, обсуждение |
31 |
Мини-спектакль «Всё по плану!» |
Закрепляем понятия: план, планировать |
Интерактивный мини-спектакль |
7. Богатство и бедность |
|||
32 |
Хочу купить всё! |
Выясняем, что не всё продаётся и покупается, главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь |
Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала» |
33 |
Наше богатство |
Формируем представление о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность |
Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство» (абазинская народная сказка), конкурс проектов «Наше богатство», беседа, ситуационные задачи |
34 |
Жадность |
Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало |
Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждаем поговорки:
Можно провести мини-спектакль «Щедрый бедности не знает» |
35 |
Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность |
Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пластилина |
Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков, «Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская |
36 |
Мини-спектакль «Бережливые друзья» |
Осознаём, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самостоятельно. Он всегда увлечён процессом творчества и новыми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовлением новых блюд, исследованием новых возможностей экономии. Ему открыт простой, честный, весёлый мир. Бережливость, трудолюбие, щедрость, честность, милосердие - качества человека со здоровым отношением к деньгам |
Интерактивный мини-спектакль |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника