Кружок «Азы финансовой культуры»

педагог-психолог Благих Алина Витальевна.
педагог-психолог
Благих Алина Витальевна

Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой целью используются формы и методы, кото­рые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постанов­ки, притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия - исследования и пр.). Особое внимание уделяется играм, сказкам, прит­чам и театральным мини-постановкам, которые позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать самостоятельность, инициативность, творчество.

Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:

  • игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерак­тивные театральные мини-постановки и др.);
  • словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
  • наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
  • практические (исследование, экспериментирование и др.).

Базовой формой и методом реализации Программы является игра.

Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.

В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и взрослым, которое заряжает положительными эмо­циями, стимулирует познавательную активность, способствует развитию мышления.

В процессе игры дети осваивают знания, овладевают умени­ями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моде­лируются реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения, развивается речь (объяснительная и доказа­тельная). Игры включают в себя познавательное и воспитательное содер­жание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жиз­ни возникают ситуации, когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и игровых занятий, будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.

Программа занятий

Занятие

Содержание занятия

Формы и методы проведения

1. Без труда нет жизни на земле

1

Труд - основа жизни

Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо своей семьи, близ­ких людей, друзей, домаш­них питомцев и пр. Любой труд - это хорошо, сидеть без дела - это плохо. Виды домашнего труда

Беседа, игра-со­ревнование «Мои домашние обязан­ности», папка-пе­редвижка «Наша семья трудится», те­матический стенд о труде

2

Работать и зара­батывать

Работать означает трудить­ся за вознаграждение. Зара­батывать - получать возна­граждение за выполненную работу (также можно зара­ботать наказание за провин­ность, проступок и т. п.)

Беседа, ситуацион­ные задачи, игра «Вот так заработа­ли!», фотовыставка, конкурс проектов «Трудиться полезно и почётно»

3

Все работы хоро­ши, выбирай на вкус

Профессии. Продукты тру­да: товары и услуги. Про­дукты труда используются человеком для себя или для продажи (товар)

Игры: «Что созда­ётся трудом», «Как продукт труда в то­вар превращается», викторины «Угадай профессию», «Услуга или товар?», загадки

«Все профессии важны, все профес­сии нужны», угадай профессию по про­дукту труда

4

Творческое

заня­тие

Разбираемся, что будет, если люди перестанут ра­ботать и трудиться

Читаем, обсужда­ем, разгадываем загадки, представ­ляем - рисуем

5

Мини-спектакль «Без труда не вытащишь и

 рыб­ку из пруда»

Закрепляем понятия: тру­диться, работать и зара­батывать

Интерактивный

мини-спектакль

2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

6

Как придумали деньги

Деньги - мера оценки тру­да (вознаграждение за про­деланную работу), универ­сальное средство обмена (инструмент обмена това­ров и услуг)

Беседа, чтение, рас­сказ

7

Какие бывают деньги, как они выглядят и отку­да берутся

Виды денег (монета, банк­нота, пятак, рубль и пр.). Изготовление денег: пе­чать, чеканка

Беседа, исследова­ние, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», придумываем день­ги для группы, те­матический стенд «Какие деньги были и какими стали (эволюция денег)»

8

Как деньги

по­падают к нам в дом. Трудовая

денежка всегда крепка

Труд и доходы.

Вознаграж­дение за честный труд, за­работная плата родителей, пенсия дедушек и бабушек. Считай деньги в своём кар­мане, а не в чужом

Беседа, обсужде­ние, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситу­ационные задачи, сказка «Трудовые деньги». Рассказ для родителей «Отец и сын»

9

Где живут деньги

Денежку бережём. Кошель­ки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр.

Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение. Пап­ка-передвижка «Мы идём в банк»

10

Мини-спектакль «Зайкина

наход­ка»

Закрепляем понятие деньги

Интерактивный

мини-спектакль

3. Покупаем, продаём и обмениваем

11

Потребности и желания

Домашнее хозяйство, глав­ные потребности человека, желания и капризы. Соот­носим потребности, жела­ния и возможности

Исследование: что необходимо челове­ку для жизни, игра «Выбираем самое важное»,

ситуа­ционные задачи, рассказ «Про ка­призного Артёма», обсуждение

12

Мини-спектакль «Желания Волчонка-Зубастика»

Различаем разницу между желаниями и потребностя­ми. Учимся задавать себе вопрос и оценивать: дей­ствительно ли мне очень нужна та или иная вещь, игрушка и пр., есть ли воз­можность у родителей это купить?

Интерактивный

мини-спектакль

13

Где покупают и продают разные товары

Торговые предприятия: ма­газины, киоски, ларьки, ба­зары, рынки, ярмарки

Игра «Где что ку­пить?», обсужде­ние, тематический стенд, папка-пере­движка «Мы идём за покупками»

14

Наша мастерская

Изготавливаются товары для ярмарки: рисуем, кле­им, вырезаем, лепим и пр.

Творческо-трудовая

деятельность

15

Стоимость и цена товара

Разбираем цепочку товар- стоимостъ-цена. Опреде­ляем стоимость товара (сделанных поделок: затра­ченные материалы, наше время и наш труд) и

форми­руем цену

Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

16

Выгодно-

невыгод­но

Волшебные правила для покупателя и продавца, об­мен, подарок, реклама

Ситуационные за­дачи, игра «Выбира­ем: дорого-дёшево, выгодно-невыгод­но», сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама, обсуждение

17

Русская ярмарка

Ярмарка и её атрибуты: шуты и скоморохи, зазыва­лы, конкурсы и балаганы, шарманка, Петрушка, куп­цы, ремесленники, торгов­цы, торговые соглашения, хороводы, русская пляска, кулачные бои. Используем деньги нашей группы,

при­думанные ранее

Обсуждение, игра- праздник «Русская ярмарка»: покупа­ем и продаём свои поделки, торгуемся, обмениваемся, за­ключаем торговые соглашения, веселимся. Конкурс про­ектов «Этой ярмар­ки краски» Органи­зация мини-спекта­кля на тему «Лесная ярмарка»

4. Тратим разумно, сберегаем и экономим

18

Тратим разумно, экономим

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Вос­питываем бережное отно­шение к труду и деньгам

Беседа, чтение, игра «Деньги получил - ерунды накупил», викторина «Разум­ные траты сказоч­ных героев», загад­ки: «Угадай, кто это?», игра «Откры­ваем бутербродную, закупаем товар»

19

Мини-спектакль «Хочу и могу»

Учимся различать понятия: хочу и могу. Наши желания «Хочу», а наши возмож­ности и ресурсы «Могу». Формируем ответственное отношение к принятию решения, которое проявля­ется в тесной взаимосвязи желаний и реальных воз­можностей по их

осущест­влению

Интерактивный

мини-спектакль

20

Копим и

 сберега­ем

Уясняем: зачем надо

ко­пить и сберегать, как можно копить, копить

не­просто, но полезно,

ответ­ственно и важно

Ситуационные за­дачи, папка-пере­движка «Мы ко­пим», обсуждение, игра «Копим и сбе­регаем»

21

Мини-спектакль «Мишкина ко­пилка»

Закрепляем понятия: от­кладывать, копить, сбе­регать. Обыкновенная ко­пилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести жела­емую вещь, научит эконо­мить и даст возможность распоряжаться личными деньгами

Интерактивный

мини-спектакль

22

Творческое

заня­тие «Наша ма­стерская»

Развивать у детей потреб­ность радовать близких

 до­брыми делами, экономить, беречь свои вещи

Дети занимаются посильным ремон­том игрушек и пр., в том числе при­несённых из дома. Делают поделки и экономят матери­ал: бумагу, краски, пластилин и пр.

23

Мини-спектакль «День рождения»

Узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или масте­рить с умом. Бережливость, экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направ­лены на достижение кон­кретных целей), результа­там труда; забота, умение делиться и отдавать, в слу­чае острой необходимости прийти на помощь ближ­нему, поделиться своими сбережениями, порой абсо­лютно бескорыстно

Интерактивный

мини-спектакль

5. Учимся занимать и отдавать долги

24

Занимаем и

одал­живаем

Знакомимся с понятиями: одалживать, занимать. Занять - взять что-то взай­мы на время, одолжить - дать что-то взаймы на вре­мя

Беседа, ситуацион­ные задачи, игра «Занять и одол­жить», папка-пере­движка «Занимаем и одалживаем»

25

Долги

Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «Долги к земле придави­ли». Выясняем, что долг может быть не только де­нежным, невыполненные обещания - это тоже долг

Чтение, обсужде­ние, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку

26

Заплатить долг скорее, так будет веселее

Осознаём, что если взял что-то в долг на время, обя­зан вовремя вернуть (воз­вратить). Воспитываем ответственность: если не уверен, что это получится, лучше не обещать и не за­нимать. Долг - это серьёз­ное обязательство

Обсуждаем русские пословицы:

  • Умей взять, умей и отдать!
  • Бери да помни! Не штука занять, шту­ка отдать.
  • В долг брать легко, а отдавать тяжело.

27

Мини-спектакль «Долг платежом красен»

Закрепляем понятия:

зани­мать, одалживать, долг, должник

Интерактивный

мини-спектакль

6. Учимся планировать

28

Всё по плану!

Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления планов. За­кладываем основы

пла­нирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать своё время

Игра «План на сле­дующий день», пап­ка-передвижка «Мы планируем», беседа

29

Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед со­бой цели, строить планы, действовать по плану и до­стигать цели

Ситуационные за­дачи, игра «Наши цели», тематиче­ский стенд

30

Сделал дело - гу­ляй смело

Учимся подводить итоги всего, что делали и пла­нировали, анализировать поступки, искать эффек­тивные решения, думать сообща

Игра «Сделал дело - гуляй смело», ис­следование, ситу­ационные задачи, обсуждение

31

Мини-спектакль «Всё по плану!»

Закрепляем понятия: план, планировать

Интерактивный

мини-спектакль

7. Богатство и бедность

32

Хочу купить всё!

Выясняем, что не всё про­даётся и покупается, глав­ные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за деньги не купишь

Беседа, ситуацион­ные задачи, игра «Что нельзя ку­пить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабуш­ке сон покупала»

33

Наше богатство

Формируем представле­ние о вечных ценностях: любви, доброжелательно­сти, милосердии, взаимо­помощи, которые наряду с денежным благополучи­ем позволяют воспитать целостную гармоничную личность

Читаем и обсужда­ем сказки «Бедные богатые», «Ум и бо­гатство» (абазин­ская народная сказ­ка), конкурс про­ектов «Наше богат­ство», беседа, ситуа­ционные задачи

34

Жадность

Разбираемся, что такое жадность и почему это пло­хо для человека. Жадность бессмысленна, жадному человеку всегда всего мало

Читаем и об­суждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные зада­чи, обсуждаем по­говорки:

  • Всех конфет не пе­реешь, всех одежд не переносишь.
  • Сам потонет, а воды не даст.
  • Щедрый бедности не знает.
  • Щедрому весь мир родня.

Можно провести ми­ни-спектакль «Ще­дрый бедности не знает»

35

Творческое заня­тие: изображаем щедрость и жад­ность

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приёмов: рисунков, лепки из пласти­лина

Читаем о щедрости и жадности и изо­бражаем щедрость и жадность: «Жадина» Аким Яков,

«Жадина» Татьяна Казырина, «Жадина» Эмма Мошковская

36

Мини-спектакль

«Бережливые

друзья»

Осознаём, что бережли­вый человек всегда умеет трудиться, мастерить сво­ими руками и получать удовлетворение от того, что сделал что-то самосто­ятельно. Он всегда увлечён процессом творчества и но­выми ощущениями, занят генерацией новых идей, их реализацией, приготовле­нием новых блюд, исследо­ванием новых возможно­стей экономии. Ему открыт простой, честный, весёлый мир. Бережливость, тру­долюбие, щедрость, чест­ность, милосердие - каче­ства человека со здоровым отношением к деньгам

Интерактивный

мини-спектакль

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie